Штангисты Шатоя на международной арене

Рассказывает Мовлади Абдулаев, подготовил Муслим Назаев, Москва, октябрь 2000г.

В 1993 году, в Москве, я устроился на работу в гимнастический клуб «Динамо». Работа была «немного» не по моей специальности, но дала мне очень многое. Дело в том, что гимнастический клуб «Динамо» является одним из лучших спортклубов в мире. Руководил клубом легендарный гимнаст прошлого Михаил Воронин. Там тренировались чемпионы мира и Олимпийских Игр. Постоянно в клубе находятся гимнастические команды разных стран мира для обмена опытом. И здесь я научился очень важному делу – работать с иностранными спортсменами и тренерами.

Несмотря на то, что занимался проблемами спортивной гимнастики, в этот период я установил контакты с тяжелоатлетическими клубами из Франции, Германии, Польши, Чехии, Испании. И в 1996 году тяжелоатлетический клуб “HALTEROPHILIE COMINOIS DECOTTIGNIE” из Франции пригласил меня с командой для участия в турнире, который они проводили в честь местного олимпийского чемпиона.

Тогда это казалось бредовой идеей. Представьте себе – в Чечне идет война, мои ученики не тренировались четыре года и разбросаны неизвестно где, загранпаспорта, визы, финансирование. В общем, это был беспросветный туман, и я не видел положительного решения. Но, всё таки решил попробовать.

Первым делом поехал домой и нашел трех учеников. Затем начал штурмовать Правительство Чечни и ОВИР насчет загранпаспортов. Хочу отметить, что в этом мне очень помогли тогдашние вице-премьеры Правительства Бадрудди Джамалханов и Хьасан Мусалатов. В итоге паспорта я заполучил за невиданно короткий для Чечни срок – 10 дней и, о-чудо, не заплатил ни копейки взятки..

Потом начался изнурительный поиск денег. О том какую нервную систему надо иметь для этого дела, я еще скажу ниже. В общем, нашел пару спонсоров в Москве. К сожалению, они не разрешили называть их имена, сказав, что помогают не ради рекламы. Это позволило мне привезти трех учеников: Зураба Хасиева, Руслана Пацаева, Муслима Назаева в Москву и устроить двухнедельный подготовительный сбор на базе стадиона «Динамо».

В июне 1996 года мы приняли участие в Международном Турнире “I Memorial Edmond Decottignies” в городе Комин во Франции.

 15 июня 1996 года. г.Комин - Франция. Шатойские штангисты на параде представления участников.

15 июня 1996 года. г.Комин – Франция.
Шатойские штангисты на параде представления участников.

Это статья про нас в одной из французских газет и ее перевод.

FrPressСвидетельство
На Международном чемпионате г. Комина
ЧЕЧЕНСКИЕ ТЯЖЕЛОАТЛЕТЫ
Подпись под фотографией: На чемпионате в г. Комине чеченская делегация прошла под своей табличкой

Клуб тяжелой атлетики г. Комина пригласил российских атлетов присоединиться к бельгийцам, немцам, чехам и англичанам для участия в Мемориале Эдмона Декотиньи (по имени местного олимпийского чемпиона). Российский тренер послал трех чеченских штангистов: Они не могли тренироваться в течение трех лет, но они будут счастливы участвовать в вашем чемпионате?. Троих спортсменов и сопровождавшее их лицо принимали члены клуба. Два юниора и один выступающий в детской категории сделали все возможное, поднимая штангу, но они смогли потренироваться в Москве всего две недели, перед самым отъездом. Их субботние результаты едва вышли на уровень их рекордов шестилетней давности, еще довоенных. Сегодня Грозный в руинах. Вы здесь думаете, что война закончена. Так говорит Борис Ельцин. Но бои продолжаются. Спортсмены не могут тренироваться. Спортивных залов больше нет. Вот что они нам рассказали по английски, умолчав о том, что они также потеряли свои дома. И что сказать про их физическую форму, особенно в сравнении с французскими, немецкими или бельгийскими тяжелоатлетами одного с ними возраста.

Сабин БЕРТО

Несмотря на почти полную нетренированность, ребята показали неплохие результаты, заняв призовые места. Надо сказать, что французы смотрели на нас как на инопланетян, узнав, что мы из Чечни. И принимали очень тепло. Устраивали банкеты, организовывали экскурсии: то в Бельгию, то к побережью Ла-Манша, дарили подарки. И прощались со слезами на глазах.

Затем, в декабре того же года, известный в Европе немецкий клуб “AFG-90” пригласил нас международный турнир “ODERPOKAL – 96” во Франкфурт.

Участники Турнира в Германии: Руслан Пацаев и Муслим Назаев.

Участники Турнира в Германии: Руслан Пацаев и Муслим Назаев.

И после этого у нас было много приглашений из разных стран. Но отсутствие всякого финансирования не позволило принимать в них участие. На этом моменте я хотел бы остановиться чуть подробнее.

Любительский (или массовый) спорт ни в одной стране не может существовать без государственной финансовой поддержки. В нашей республике ни о какой поддержке спорта пока не может быть и речи. Но в таких условиях спорт могли бы поддерживать спонсоры – бизнесмены. Я обращался за всё это время ко многим нашим известным банкирам, предпринимателям. Как уже было сказано, в первую нашу поездку, нам помогли земляки – бизнесмены. Но когда я еще и еще раз заговорил о международных соревнованиях, на меня начали смотреть как на мошенника, который под предлогом благого дела хочет вытянуть из них деньги. Естественно, такое подозрение меня просто–напросто оскорбляло. Хотя я предоставлял спонсорам подробнейшую смету и гарантировал подробнейший отчет об использовании выделенных денег с документальным подтверждением. Еще более неприятный случай произошел, когда мы ехали на турнир в Германию. Один наш земляк – известный банкир обещал помочь нам и сказал, что выделит денег чуть ли не в два раза больше, чем нам требовалось. После этого обещания я начал готовить эту поездку и все организационные вопросы были решены. Оставалось только выкупить билеты. И тут, за три дня до отъезда наш «спонсор» пропал, был настолько «занят», что не мог поднять телефонную трубку и поговорить со мной две минуты. Мы всё же поехали на этот турнир, мне пришлось влезать в долги, но ничего, как видите живы – здоровы, ДАЛА БУ ХАСТАМ. После всех этих нервотрепок, я решил не обращаться больше ни к кому за помощью. Если суждено, сами будем участвовать в соревнованиях, ну, а на нет и суда нет. Дорогие друзья, только не думайте, что я осуждаю этих людей, ни в коем случае. Это их деньги и давать их каким–то спортсменам или не давать, это сугубо их личное дело. Поэтому я не называю здесь ничьих имен. Но! Просто бывает обидно, когда наши гордые парни могут за одну ночь просадить в казино несколько тысяч долларов, да еще хвастать этим «подвигом». А на, казалось бы, благое дело им жалко гораздо меньших сумм. Или когда устраивают такие «кидняки», как в нашем случае с Германией. Ну, да ладно, АЛЛАХ всем нам – судья.

В 2000 году наши французские друзья снова пригласили нас и мы смогли принять участие уже в “V Memorial Edmond Decottignies”. Надеемся, что и в будущем не раз покажем за границей, кто такие – шатойские штангисты.




Арби Макалов. Памяти друга.

Когда умирает старый человек, это горе для его родных и близких, но мы воспринимаем это как неизбежность. Но, когда неожиданно, в расцвете сил, уходит близкий друг – это очень тяжело.

Арби Макалову не было еще 30-ти лет, когда внезапно обнаружившаяся болезнь скосила его. Кроме того, что Арби был прекрасным спортсменом, кандидатом в мастера спорта, чемпионом республики и призером всероссийских турниров, это был еще умнейший парень. После школы он без всяких протеже, легко, на отлично, сдал экзамены в медицинский институт. После окончания института работал врачом – терапевтом в Шатойской районной больнице.

Он был, как говорится, врачом от Бога. В любое время дня и ночи Арби мог поехать в самые отдаленные села района, если людям требовалась помощь. Иногда не спал по несколько суток, так как был очень известен в районе и больные хотели, чтобы их лечил именно Арби. До сих пор в нашем районе живы люди, которых Арби, в буквальном смысле этого слова, вытащил с того света.

Когда я работал тренером, Арби всегда был рядом, тренировался сам, помогал новичкам, ездил с нами на соревнования, проводил медицинские обследования занимающихся мальчишек. Он очень помогал мне, так как насчет состояния здоровья своих учеников я мог не волноваться.

Наверное самое большое счастье, это когда после смерти люди помнят и любят тебя. Могу смело сказать, что Арби, с любовью и уважением, навсегда останется в памяти своих односельчан и жителей района.

Arbi