Родился 25 сентября 1960 года. В 1977 году закончил Советскую (Шатойскую) среднюю школу. В 1983 году окончил Харьковский инженерно-строительный институт. С 1983 года работал в должности прораба в Харькове. С 1987 по 1990 год начальник Ремонтно-строительного управления № 1 треста «Чеченгражданстрой» (г. Грозный). С 1990 по 1991 год — председатель правления АО «Беркат» (г. Грозный). С 1991 по 1997 год начальник главного управления «Чечен-ИнгушГлавСнаб», затем генеральный директор акционерной коммерческо-посреднической компании «Чеченглавснаб». С 1997 по 2000 год — генеральный директор Центра новых технологий Международной инженерной академии.
В 1999 году баллотировался в Государственную Думу РФ третьего созыва по общефедеральному списку «Блока Андрея Николаева и Святослава Фёдорова». Блок в Думу не прошёл. С 2000 по 2003 год руководитель Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Чеченской Республике. Являлся депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской ССР, который был разогнан сторонниками Дудаева в 1991 году.
21 июня 2003 года был избран председателем созданного в республике Государственного Совета. Погиб во время теракта 9 мая 2004 года на стадионе «Динамо» вместе с президентом Чечни Ахмат-Хаджи Кадыровым. Похоронен в родном селе Итум-Кали.
Хусейн Исаев – верный сын Отечества
После того, как на совещании районного актива руководителей были обсуждены вопросы санитарного состояния прилегающих территорий районных учреждений, дорог, кладбищ, естественным было мое желание посетить кладбище, на котором похоронен Хусейн Абубакарович Исаев, бывший председатель Госсовета ЧР, уроженец села Итум-Кале, погибший рядом с Ахмат-Хаджи Кадыровым 9 мая 2004 года (Дала гечдойла царна). В первую очередь это посещение представлялось мне как долг памяти Х. А. Исаеву.
Моим проводником и рассказчиком – вместе с кадием района Абу-Саидом Азимовым – стал старейший житель Итум-Кале Якуб Махаев, 1932 года рождения. В будущем году Я. Махаев отметит 80-летний юбилей жизни. Он, по его собственным словам, ни на один день не расставался с родными местами: «Только тринадцать лет ссылки в Казахстан были вырваны из моего пожизненного общения с Итум-Кале, – с гордостью и в то же время с долей печали говорит Якуб Махаев.
Это новое кладбище, на которое мы сейчас пришли, основано в 1958 году. На этом месте в старину – по-над дорогой – было старое кладбище. Оно и сейчас соседствует с новым, только отделено от него металлической сеткой. На старом кладбище, за оградой, по словам Я. Махаева, похоронены его дядья, дед, прадеды.
Кладбище это, как нетрудно заметить и по нашему фото, расположено в очень живописном месте – на склоне небольшой возвышенности, откуда хорошо видны окрестности, а само кладбище содержится в исключительной чистоте: каждый метр здесь ухожен, трава скошена, и видно, что делается это не от случая к случаю, а регулярно.
Якуб Махаев отметил в своем рассказе: в старину здесь преобладали тейповые кладбища, но со временем от этого принципа отошли и стали хоронить всех на одном месте. После того, как Я. Махаев прочитал традиционную молитву-доа по всем упокоившимся на этом кладбище, мы подошли к могильному холму Хусейна Исаева – он расположен прямо у входа на кладбище и первым встречает посетителей. Могила не обнесена оградой, она доступна, и это, по-моему, правильно сделано: пришедший на кладбище может присесть у могильного холмика, прочитать свою молитву, вспомнить что-то, связанное с именем Х. Исаева. Вот и сейчас Якуб поведал немного истории из семейной биографии Исаевых – в основном об отце Х. Исаева – Абубакаре Исаеве.
Отец Хусейна, по рассказу моих собеседников, еще до ссылки работал в местной школе завучем. «Я не могу сказать, каким учителем был Абубакар Исаев, – говорит Я. Махаев. – Но в селе о нем всегда отзывались как о грамотном учителе и хорошем наставнике детей. Твердо же могу сказать то, что помню из моих детских воспоминаний и более поздних лет: в Итум-Кале семья Исаевых была уважаема. Про таких чаще говорят: с ними все считались. В горах это – весьма высокий отзыв». Мать Хусейна Исаева – Йизан, была также женщина отзывчивая и добрая.
После возвращения из ссылки Абубакар Исаев работал заведующим районным отделом социального обеспечения Советского района – так назывался тогда нынешний Шатойский район, включавший собственной Шатойский, Шаройский и Итум-Калинский районы. И все проезжающие по делам итумкалинцы останавливались у них с ночевкой, находили у этих щедрых и отзывчивых людей помощь, совет и поддержку.
Абубакар Исаев работал и председателем единственного на Итум-Калинский район колхоза им. XX партсъезда, потом- начальником отдела дорожного строительства Советского района. И на всех этих должностях А. Исаев был востребованным специалистом и нужным для всех человеком. Видимо, ему, как говорится, на роду было написано трудиться там, где он больше всего был нужен людям. Не эта ли черта родителя передалась и председателю Госсовета ЧР Хусейну Исаеву, ставшему верным соратником первого Президента Чеченской Республики и разделившему трагическую судьбу А-Х. Кадырова. Нельзя без волнения читать надпись на чурте Х. Исаева: «Родился 25 сентября 1960 года. Погиб – 9 мая 2004 года». Как мало этому талантливому государственному деятелю и ученому было отпущено жизни с нами, на этой земле. И все же, как много он успел и сделать: показать миру высокий созидательный дух народа, вселить в соотечественников веру в новую жизнь, в добро и справедливость, возродить у чеченцев волю и дух к жизни.
Вот, в частности, фрагмент из биографии Х. Исаева, рассказанный Якубом Махаевым.
– Две или три семьи из Итум-Кале во вторую военную кампанию жили беженцами в Новых Атагах. Мы, несколько пожилых людей, приехали навестить их и тут узнали о пропавших молодых людях из этого села. (Видимо, новоатагинцы, зная о Х. Исаеве, как выходце из Итум-Кале, рассчитывали на его помощь и содействие в этом своих друзей из Итум-Кале – авт.). Мы поехали в Гудермес, – продолжает Я. Махаев. – Хусейн узнал, что мы приехали, дал указание выписать пропуска и сразу же нас принял. С нами был и нынешний кадий Шатойского района Хаваж Дадаев. Не помню сейчас, чем кончилось это дело, но позже знакомые из Новых Атагов говорили, что Хусейн Исаев им очень помог.
На этом же кладбище нашли вечный приют известные в округе и республике люди: молла Джабраил, Висха, Шахболатан Рамзан, Мучар – арабисты и богословы. Здесь же похоронен известный в этих местах предсказатель Ацин Джабраил. Кстати, в годы ссылки в Казахстане последний работал заведующим складом, но – писал все официальные бумаги по-арабски. Ацин Джабраил, по свидетельству односельчан, предсказал, что по-над ущельем – ныне мы называем его Аргунское ущелье – будет дорога для тяжелых машин, а потом – и железная дорога. А ведь тогда там могли ходить лишь пешеходы. Его предсказание сбылось, и сейчас в этих местах проходит дорога в Грузию.
Рядом с могилой Хусейна могильные холмы его двоюродных братьев – сыновей Межи и Иси. Невдалеке – могила двоюродного племянника Хусейна – Исмаила. Мне кажется, память о достойных предках и верных сынах Отечества, посвятивших свою жизнь служению родной земле, – высшая духовная ценность народа. В сбережение ее для всей республики здесь, в Итум-Калинском районе, немало делает районное руководство и духовные лидеры, как, впрочем, и сами жители. Спасибо за это всем вам – глава района Амхад Каримов, неутомимый Якуб Махаев, кадий Абу-Саид Азимов и все жители высокогорного Итум-Кале, кого мы не смогли назвать в этой публикации.
Абдулвахид Катаев, http://www.vesti-respubliki.ru/