Наш земляк Павел Александрович Диков родился 26 августа 1923 года в с. Шатой. С первых дней основания крепости Шатой, ее в основном, населяли потомки солдат и офицеров царской армии, служивших в те времена 25 лет. Они нередко селились после службы со своими семьями, с детьми и внуками в этом красивом, живописном горном крае. Потомок русского рекрута Павел Александрович Диков и сейчас живет среди чеченцев в самом центре Шатоя, воспитывает своих внуков и правнуков и чисто разговаривает на чеченском языке.
– 22 июля 1941 года, через месяц после начала Великой Отечественной войны и по окончании второго курса Серноводского сельскохозяйственного техникума, он был призван на военную службу, – рассказывает его дочь Галина Павловна. – Изучив его документы, военком предложил Павлу Александровичу поступить в военное училище, куда отобрали только пятерых со всего района – тех, кто прошел специальную подготовку. Дали один день на сборы, и 26 июля Павел Диков стал курсантом Грозненского военно-пехотного училища красных командиров, которое по ускоренному курсу с отличием окончил 31 декабря того же года.
6 января 1942 года молодой лейтенант прибыл в Воронеж, в распоряжение командующего Юго-Западным фронтом генерала армии Тимошенко. И в тот же день отбыл в 100-ю дивизию. В ходе боев получил ранение в левое плечо и левую руку, эти раны напоминают о себе болью и частичным онемением по сей день. Через два месяца, фактически сбежав из госпиталя, вернулся в родную дивизию, но в свой полк не попал.
– Набери себе роту в 100 человек из добровольцев, – приказал ему командир. – Будешь ротным. Постарайся уложиться в сутки.
Через 24 часа он уже докладывал о выполнении приказа. Ту роту до самого конца войны называли «Русияновская рота», хоть и значилась она по документам как «шестая». Набиралась рота из раненых, из нового пополнения, из резерва, и большинство бойцов по возрасту было старше своего 19-летнего командира. Прежде чем попасть на фронт, он два месяца был начальником на возведении оборонительных сооружений в Тульской и Рязанской областях. Для этого было мобилизовано гражданское население, из военных был лишь один взвод – инженерно-саперный. Затем до марта 43-го П.Диков был офицером связи в штабе 50-й армии: летал на самолетах с пакетами и донесениями. А в марте был отправлен на Высшие разведывательные курсы Красной Армии. В день выпуска разведчиков был освобожден от фашистов город Орел, и, словно в ознаменование этих событий, первый раз за всю войну над столицей страны был дан красивейший салют. На следующий день «старлеям» и капитанам, выпускникам курсов предстояла дорога на фронт. Через несколько дней в том самом Орле, с предписанием в руках старший лейтенант П. Диков уже стоял перед командующим 3-й армией генерал-лейтенантом Горбатовым, от которого и получил назначение на должность помощника начальника штаба полка по разведке. В конце 1944 года он стал уже начальником разведки полка, а затем и помощником начальника разведки дивизии. Брянская военная операция, форсирование крупных водных преград – рек Сож и Днепр, затем Белоруссия, разгром витебской и 100-тысячной минской фашистской войск, Польша, Восточно-Прусская военная операция, взятие Берлина, реки Одер и Эльба, открытие второго фронта, встреча на Эльбе с американцами – вехи боевого пути Павла Дикова. За 50 минут до встречи с союзниками на Эльбе Павел Александрович вместе с семью лучшими разведчиками принял свой последний, но самый запомнившийся бой с фашистами. В ходе этого боя были уничтожены четверо и взяты в плен 67 (!) гитлеровцев. При этом Диков не потерял ни одного из своих семерых разведчиков. Павел Александрович был награжден орденом Красного Знамени.
26 июля 1946 года капитан Диков демобилизовался и приехал в родной Шатой. Вскоре женился на орловчанке Вере Дмитриевне Окороковой, «однокашнице» из техникума, служившей в войну ефрейтором и родившейся с ним в один и тот же день – 26 августа 1923 года. Вместе с женой вырастил сына и двух красавиц-дочерей. Пережил две чеченские кампании. Артобстрелы и авиабомбардировки пережидал с дочерьми и внуками в блиндаже, вырытом во дворе. Жену он похоронил еще в 1986 году. В его дом попало 8 авиабомб. Теперь ему, как ветерану, построили новый дом.
Всех Диковых, как говорят в Шатое, всегда отличали рассудительность, уважение к людям, тактичность. И дед, и прадед его слыли прекрасными мастеровыми: один строил мосты, которые до сих пор стоят, а другой пек такой хлеб, что за ним приезжали не только из соседних районов, но из Чечни и Дагестана.
Пусть и впредь, Павел Александрович, славится род ваш добрыми делами.
Ваха Автуринский «Вести республики» №146, 4 Октября 2007 г.